|
|
Под редакцией инженера путей сообщения В.А. Ракова.
Коллективные консультанты: Московский клуб железнодорожного моделизма.
10 мая 1945 года на Силезский вокзал поверженного Берлина прибыли два первых советских поезда, один из которых привел Герой
Социалистического Труда машинист Алексей Смирнов на паровозе СО17-1613. Через месяц этому локомотиву было суждено привести
первый из трех специальных поездов, доставивших на Потсдамскую конференцию советскую делегацию.
Исторический паровоз еще долго трудился на многих дорогах Советского Союза и будет «поставлен «а вечную стоянку в Днепропетровске.
Этот локомотив был построен в конце 1943 года Красноярским машиностроительным заводом на деньги, собранные бойцами седьмой паровозной
колонны особого резерва НКПС. Машину передали А. Смирнову в награду за совершенные им на войне трудовые подвиги.
Любопытна история создания паровозов серии СО. Для выпуска паровозов серии ФД (см. «ТМ» № 6, 1974 г.) к 1933 году была закончена
реконструкция Ворошиловградского паровозостроительного завода.
Остальные же паровозостроительные заводы и некоторые цехи Ворошиловградского завода продолжали выпускать паровозы различных
модификаций серии Э, которые к тому времени по своей конструкции и мощности не отвечали требованиям развивающегося железнодорожного транспорта.
Стремясь создать локомотив более мощный, чем паровозы этих серий, такой, который мог бы строиться на всех заводах и эксплуатироваться
без перестройки депо, поворотных кругов и верхнего строения пути, НИИ реконструкции тяги в 1933—1934 годах разработал эскизный проект
нового локомотива типа 1-5-0 с максимальным использованием деталей от паровозов серии Э . На основе этого проекта в бюро мощных
локомотивов Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта под руководством профессора К. Шишки было проведено
техническое проектирование паровоза. Затем на Харьковском паровозостроительном заводе под руководством П. Шарайко были изготовлены
рабочие чертежи. К 7 ноября 1934 года харьковчане построили первый паровоз типа 1-5-0, получивший серию СО (Серго Орджоникидзе).
До конца года он проходил обкатку, а с 12 по 22 января 1935 года испытывался на опытном кольце Всесоюзного научно-исследовательского
института железнодорожного транспорта под руководством профессора В. Егорченко.
Испытания показали, что на малых скоростях локомотивы серии СО обладают силой тяги на 8% больше, чем паровозы серии Э , а на больших
скоростях — на 35%. Расчетная скорость паровозов серии СО была выше, чем у Э на 30—35% при одновременном увеличении веса состава
на 6—7%. Если же вес состава оставался неизменным, расчетная скорость на подъеме у паровозов серии СО была примерно на 50% больше,
чем у локомотивов серии Э.
Превосходство нового локомотива над паровозом серии Э было достигнуто благодаря увеличению паропроизводительности котла, имеющего
предельную для ручного отопления площадь колосниковой решетки. Кроме того, была увеличена поверхность нагрева пароперегревателя.
В результате температура перегретого пара у паровоза СО была на 15—20° С выше, чем у локомотивов серии Э.
Паровые машины и движущие механизмы паровозов серии СО по своим основным размерам оставались такими же, как и у паровоза серии Э.
Передняя бегунковая тележка была выполнена по типу тележки паровоза ФД. Все это способствовало быстрому освоению выпуска новых локомотивов.
Средняя нагрузка от движущих колесных пар паровоза серии СО на рельсы составляла 17,5 т. Цифра 17 была введена в
обозначение серии локомотива — СО17.С 1935 года начался массовый выпуск паровозов. В процессе изготовления в их конструкцию вносились
некоторые изменения.
С 1939 года часть паровозов изготавливалась с вентиляторной тягой и подогревом воды в тендере отработавшим паром. У этих паровозов
увеличилась нагрузка от оси на рельсы до 18 т. Им присвоили серию СО18.
Конструкторы П. Позднякова, А. Козякин и другие разработали для паровоза серии СО тендер-компенсатор и оборудование для конденсации
отработанного пара с последующим использованием конденсата в котле. Это новшество было впервые применено Коломенским заводом на
маленьком паровозике еще в 1891 году. В начале 1936 года были построены первые два локомотива СО17-84 и СО17-85 с тендерами-компенсаторами,
которые успешно прошли испытания. Затем такими тендерами были оборудованы многие паровозы серии СО. В связи с увеличением нагрузки от
оси на рельсы у этих паровозов до 18,5—19 т им была присвоена серия СО19. Эти локомотивы расходовали воды в 20—25 раз меньше, чем обычные.
Они проходили без набора воды 800—1000 км, а в отдельных случаях и до 3000 км.
В печати паровозы серии СО18 часто обозначались как СОВ (с вентиляторной тягой), а серии СО19-СОК (с конденсацией пара).
В послевоенные годы паровозы серии СО17 некоторое время строили Ворошиловградский и Улан-удэйский заводы.
Паровозы типа 1-5-0 серии СО, заменяя более слабые паровозы серии Э, повысили провозную способность тех направлений железных дорог,
на которых не работали мощные паровозы серии ФД с нагрузкой от оси на рельсы 20 т.
| |
ОЛЕГ КУРИХИН
кандидат технических наук
|
| Добавил : Ve'ron | Источник: Техника молодёжи 1974 №8 | Добавлено: 1 июля 2008
|